Перед всеми компаниями рано или поздно встанет проблема организационного развития, которое является отдельным направлением управленческой деятельности и держит в фокусе внимания: распределение функций и полномочий, организация труда, бизнес-процессы, коммуникации, регламентация и нормирование деятельности. С ростом масштабов деятельности, ростом сложности внутренней среды компании, растет и важность этой функции - управления организационным развитием. Не случайно лучшие компании создают специализированные подразделения, а директора по организационному развитию входят в высшие органы управления
Программа тренинга
День 1
Задачи организационного развития, или что будем делать и как оценить результат?
Тенденции организационного управления
Системы организационного развития. Описание системы управления
Обеспечение понятности и прозрачности системы управления. Поддержание согласованности деятельности и соответствия системы управления стратегии компании
Организационная структура, бизнес-процессы, коммуникации, процедуры и регламентация
Системы планирования и бюджетирования
Системы управления проектами (инвестиционными, развития)
Кейс: проектный офис на примере Компании
Показатели эффективности организационного развития
Подходы к расчету вклада организационного развития в повышение эффективности деятельности компании
Обзор функций организационного развития
Западный и российский опыт организационного развития: примеры проектов и функций
Практика:
Должностная инструкция директора по оргразвитию
Показатели эффективности директора по оргразвитию
Положение о дирекции по оргразвитию
Карта КПЭ директора по развитию
Затраты на экономическое развитие
Понятие затрат на организационное развитие компании
Экономическая оценка эффективности деятельности директора по орг развитию
Зависимость уровня развития компании от затрат на ее организационное развитие. Оптимизация затрат на управление компанией (аутсорсинг, аутстафинг, «лизинг» персонала)
Кейс: вывод сервисного подразделения за рамки организационной структуры
Экономический эффект регламентационной деятельности директора по организационному развитию
«Необходимый» бюрократизм и роль формализации и регламентации на разных фазах роста компании. «Овеществление» регламентации бизнес-процессов
Правила документооборота, как основной документ организации управления: кто его должен делать, что туда входит, какие задачи с его помощью решаются. Экономические результаты разработки, внедрения и использования Правил документооборота при управлении компанией
Кейс: Принятие решения о системе способов организации управления компанией – аутсорсинг или собственное управленческое подразделение? Составление полного баланса выгод и недостатков
Кейс: Составление Правил документооборота в пределах компетенции директора по организационному развитию
День 2
Организация работы подразделения по организационному развитию, или как построить взаимодействие вне, между и внутри?
Место подразделения по организационному развитию в структуре компании (варианты, плюсы/минусы)
Выполнение работ собственными силами или с привлечением внешних специалистов. Достоинства и недостатки (плюсы/минусы)
Выбор: "постепенная модернизация"/"коренная реструктуризация"
Способы выполнения работ (собственные разработки, рабочие группы, стратегические сессии)
Этапы работ "поддержание" (диагностика, поиск решений, внесение изменений, поддержание базы нормативно-методических документов)
Этапы работ "развитие" (разработка концепции, проработка модели, тестовая эксплуатация, поддержание нововведений)
Взаимодействие с подразделением, отвечающим за стратегию компании
Взаимодействие с подразделением, отвечающим за работу с персоналом
Взаимодействие с высшими органами управления компанией (совет директоров, правление, генеральный директор, комитеты)
Западный и российский опыт: задачи подразделения организационного развития. Примеры
Практика:
Oргпроектирование: разработка организационной структуры дирекции по оргразвитию
Oргпроектирование: построение горизонтальных и вертикальных коммуникаций дирекции по оргразвитию
Oрганизация проектной деятельности по направлению "развитие" дирекции по оргразвитию
День 3
Практические инструменты организационного развития, или путь от того "что есть" к тому "как должно быть"
Элементы системы управления (с чем работает организационное развитие)
Диагностика (компании в целом, отдельного направления бизнеса/функции/процесса)
Методы и инструменты диагностики
интервью
анкетирование
фокус-группы
наблюдение
анализ документов
проективные методики
Кейс: план диагностики Компании
Инструменты сбора информации
Инструменты анализа (логические, статистические)
Генерация выводов
Формирование целевого состояния компании в целом или отдельного направления бизнеса/функции/процесса
Практикум: проект по оптимизации организационной структуры. Выбор и обоснование целевого состояния организационной структуры Компании
Западный и российский опыт организационного развития: примеры проектов с методами и инструментами
Практика:
Диагностика компании: как? для чего? что на выходе?
Кейс по проекту оптимизации организационной структуры холдинга
День 4
Практические инструменты организационного развития. Проектирование, внедрение, мониторинг и корректировка
Формулировка и решение оптимизационных задач
Методы и инструменты оптимизации бизнес-процессов
Показатели и оценка оптимальности
Способы улучшения бизнес-процессов
Методы минимизации затрат на процессы
Анализ работ методом 5 вопросов
Балансировка показателей бизнес-процесса
Несоответствие результатов требованиям
Точки контроля и организация обратной связи
Матрица распределения функций
Матрица ответственности
Западный и российский опыт оптимизационных проектов
Практика: описание и моделирование бизнес процессов Компании
Проектирование организационной структуры
Проектирование системы коммуникаций
Система постоянного совершенствования (организация сбора ошибок в работе системы управления, их обработки, анализа, выработки и внедрения корректирующих действий)
Практика: система сбалансированных показателей как элемент организационного развития
День 5
Управление эффективностью Компании. Внедрение организационных изменений
Система управления эффективностью
6 элементов системы
Способы установления целей
Процесс постоянного мониторинга достижения целей по КПЭ
“визуальное управление”
Изменение философии и взглядов сотрудников
Изменение поведения сотрудников – главный результат системы управления эффективностью
Категории рычагов повышения эффективности: создание примеров для подражания, достижение понимания и убежденности, формальные механизмы поддержки, развитие талантов и навыков
Западный и российский опыт систем управления эффективностью
Управление изменениями
Стандартизация и регламентация процессов и функций
Методы реализации проектов по стандартизации и регламентации
Подходы к внедрению изменений: плюсы/минусы, разграничение зон ответственности подразделения оргразвития/линейных руководителей
Эволюционные и революционные изменения
Различия между совершенствованием и реинжинирингом
Эволюция системы управления
Сопротивление персонала – методы работы в зависимости от категорий
Причины появления сопротивления
Этапы управления изменениями
Этапы изменений и взаимодействие уровней менеджмента
Факторы, способствующие изменениям
Внедрение изменений:
шаг 1: обеспечение преемственности ценностных установок
шаг 2: изменение программ обучения
шаг 3: работа с неформальными лидерами
шаг 4: изменение индивидуального поведения
шаг 5: изменение группового поведения
шаг 6: внутреннее «объяснение» изменений
шаг 7: внешнее связывание нововведений
Мероприятия по уменьшению сопротивлений
Внутренний маркетинг. Основные PR и коммуникативные мероприятия
Управление конфликтами в процессе проведения изменений
Фиксация результатов изменений
Практика: поддержка проектов развития
Проект внедрения организационных изменений: центры ответственности, центры контроля, календарное планирование, бюджетирование
Тренеры
Астахова Татьяна Александровна, Краснова Наталья Владимировна, Петров Алексей Александрович