Цель курса:
Подробно разобрать методологию категорийного менеджмента и организационные моменты внедрения категорийного менеджмента в компании – от формирования стратегии до разработки положения об ассортиментной и ценовой политике. Особое внимание уделяется навыкам анализа ассортимента и вопросам изучения потребителей. В программу также включены вопросы управления поставщиками и отдельные моменты ведения переговоров с поставщиками.
Целевая аудитория:
Категорийные менеджеры, менеджеры по закупкам, товароведы и иные сотрудники компании, ответственные за работу с ассортиментом. Курс будет также полезен компаниям с большим ассортиментом товаров (продукты, стройматериалы и инструменты, хозтовары, парфюмерия и косметика, бытовая техника и т.п.)
Программа тренинга
1-й день
1. Стратегия управления ассортиментом
Введение в категорийный менеджмент
История и определение категорийного менеджмента
Что такое категорийный менеджмент и его история появления. Определение категорийного менеджмента. Основные отличия и преимущества категорийного менеджмента по сравнению с классическим товароведением
Категория – основа для управления ассортиментом. Четыре основные правила категорийного управления
Организационная структура коммерческого отдела
Взаимодействие отделов – матричная структура компании. Место категорийного менеджера в структуре. Взаимодействие с отделами розничных продаж (магазины) и отделом маркетинга. Согласование планов
Новая должность - категорийный менеджер
Новая должность - категорийный менеджер. Его задачи, функциональные обязанности и зона ответственности. Необходимая квалификация и путь развития: от закупщика к категорийщику. Функционал и должностные обязанности закупщика и категорийного менеджера
Структура коммерческого отдела – нужны ли ему подчиненные. Инструменты категорийного менеджера и их использование
Мотивация категорийного менеджера (оклад, оклад + процент, система KPI). Опасность профессионального выгорания
Ассортиментная политика предприятия
Стратегия и ассортимент
Виды конкурентных стратегий. Позиционирование магазина и конкурентные преимущества. Примеры из практики. Определение принципов ассортиментной политики как части конкурентной стратегии компании. Практическое задание
Изучение потребителей как основа управления ассортиментом
Сегментирование покупателей (социально-демографическое, поведенческое, типология VALS, и др.)
Основы психологии поведения потребителя. Как выбирает потребитель - категория или бренд
2. Тактика управления ассортиментом
Шаг 1. Структурирование ассортимента
Дерево ассортимента - товарный классификатор (классы, группы, категории). Ассортиментная матрица, ассортиментный минимум. Позиционирование магазина в зависимости от ассортиментной матрицы
Свойства ассортимента – ширина, глубина. Как соотносится товарная специфика магазина и развитие ассортимента вглубь или в ширину. Торговый формат и изменение формата магазинов
2-й день
Шаг 2. Формирование (выделение) категорий
Определение товаров, входящих в категорию. Понятие категории. Традиционный и творческий подход к выделению категорий
Шаг 3. Определение структуры категории
Бренд, цена, свойства, единицы учета в составе категории. Жесткие и мягкие категории. Дерево покупательских решений
Шаг 4. Балансировка по ширине (роли категорий)
Определение роли категории. Рекомендуемое соотношение категорий в ассортименте. Кросс-категориальный анализ. Определение потенциала категории. Принятие решение о развитии ассортимента. Меры по оптимизации ассортимента – стоит ли вводить новые категории
Практическое задание на определение ролей категорий
Шаг 5. Балансировка по глубине (товары внутри категории)
Вклад товаров категории в достижение целей магазина. Соотношение роли категории и целей магазина. Принятие решение о вводе и выводе товарных позиций
Ввод и вывод новых товаров. Какие цели необходимо скорректировать при оптимизации ассортимента. «Рога Исиды» - внутренний кризис. Опасность стагнации ассортимента
Жизненный цикл товара и его влияние на развитие ассортимента
Практическое задание на построение категории
Шаг 6. Ценообразование при управлении категориями
Стратегии ценообразования
Основные методы ценообразования (по издержкам, безубыточность, KVI, конкурентная среда, покупательская ценность, эластичность, демпинг и т.п.). Ограничения в применении методов
3-й день
Шаг 7. Категорийный мерчандайзинг и стимулирование продаж
Основные принципы распределения торгового пространства. Оценка эффективности использования торговых площадей
Методы стимулирования продаж в зависимости от целей компании. Типы стимулирования и целевая аудитория
Практическое задание на планирование рекламной акции
3. Методы анализа ассортимента
Оборачиваемость. Нормы оборачиваемости, формулы для подсчета оборачиваемости. Матрица оборачиваемости/маржинальности
АВС-анализ и XYZ-анализ. Совмещенный ABC-XYZ анализ
Логистический цикл товара. Расчет страхового запаса, точки перезаказа
Методы учета запасов ФИФО и ЛИФО
Дефицит и излишки (выявление причин, способы борьбы)
4-й день
4. Управление поставщиками
Выбор поставщика
Критерии выбора. Оценка поставщика. Крупные и мелкие поставщики. Рейтинг поставщиков (оценка весов критериев)
Стратегия поведения с Поставщиками. Сила позиции
Тактика взаимоотношений с поставщиками
Получение скидки Получение бонуса. Уменьшение себестоимости. Совместные действия с поставщиком по товару. Совместные действия с поставщиком по цене. Особые условия договора
Переговоры в процессе закупки
Переговоры – основной способ управления поставщиками. Подготовка и проведение результативных переговоров. Различные стратегии ведения переговоров. «Нет» в переговорах. «Жесткие» переговоры. Гарвардская модель. Суть переговоров. Области торга
Деловая игра
1 этап. Подготовка
Сбор и анализ информации. Определение цели и альтернативных вариантов действий
Переговоры в команде и в одиночку – минусы и преимущества. Территория ведения переговоров. «Свои» и «чужие»
2 этап – Контакт. Обсуждение позиций
Определение позиций и интересов. Прием информации. Передача информации
Компоненты успешного обсуждения: баланс позиций, сигналы: вербальные и невербальные
Активное слушание. Приемы. Хитрый язык вашего партнера. Визитки. Комплименты. Подарки. Одежда. Время. Жесты. Позы. Рассадка за столом
3 этап – Согласование позиций. Поиск решения
Техника выдвижения контрпредложения. Ответ на предложение. Техника уступок
Противостояние давлению. Эмоции в переговорах. Манипуляции и уловки в переговорах. Приемы на разных этапах переговоров
4 этап - Завершение переговоров
Выход из переговоров. Итоги соглашений. Контракт и взаиморасчеты с поставщиками. Заключение контракта (необходимые условия для легализации сделки). Баланс и система взаиморасчетов. Кредит-ноты, рекламации – инструмент получения прибыли
Деловая игра
Форма проведения курса:
При подготовке курса использован опыт консалтинговой и практической работы различных специалистов в области управления ассортиментом, в т.ч. наработки западных авторов, а также результаты обмена опытом с представителями компаний, внедривших категорийный менеджмент.
Продолжительность курса: 4 дня (32 ак.часа).
Материалы:
Участникам обучения предоставляется подробное печатное методическое пособие.
Для успешной работы в ходе практического курса желательно, чтобы участники владели следующей информацией:
список товарных категорий (товарных групп) своего магазина с указанием общей численности ассортимента
планировка магазина с указанием зонирования товарных категорий (групп), размещения торгового оборудования и его размеров, размеров торгового зала, указанием входа и кассы
результаты продаж по товарным категориям (группам) в любых единицах за 3-6 месяцев
Важно: Информацию, полученную на курсе, вы не сможете найти в книгах или статьях.
Тренеры
Автор и ведущий - Бузукова Екатерина Анатольевна:
Независимый консультант по вопросам управления ассортиментом, профессиональный закупщик, бизнес-тренер.
Опытный практик с 15-летним опытом работы на рынке оптовой и розничной торговли, 6-летний опыт руководства людьми, 5-летний опыт обучения и развития персонала. С 1994 года работала в оптово-розничных торговых компаниях на должностях начальника отдела закупок, заместителя директора по маркетингу, начальника отдела продаж. В 2001-2004 году руководила товарным направлением в крупном торговом холдинге.